Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


Это предмет, используемый для зашиты от вредоносного воздействия внешней среды. В качестве оберега фигурирует в егорьевских и свадебных обрядах, при эпидемиях и эпизоотиях, при похоронах и сокрытии клада.На Украине при похоронах умершего ребенка клали ему на грудь запертый замок, чтобы не умирали другие дети. Замки находят иногда в погребальных курганах. И в 19 в., чтобы смерть не могла вернуться в дом, кидали при погребении замки в могилы. При эпизоотии над губами павшей скотины запирали замок, а потом зарывали его в яму вместе с животным.Во время первого выгона скота, хозяин гнал животных через ворота, в которых был заранее положен запертый замок; порой он сочетался с другими ритуальными предметами (пояс, яйцо, сковородник и др.), а иногда пояс или сковородник запирали на замок. В Смоленской губернии клали в воротах замок и ключ, чтобы волчья пасть запиралась так же крепко, как замок на ключ запирается.Замок часто фигурировал и среди тех предметов, с которыми пастух обходил стадо в Юрьев день, чтобы дикие звери не трогали его в течение летаНа свадебном сговоре клали замок под порог и запирали сразу после прихода в дом жениха, а потом кидали в реку, чтобы брак был крепким. Замки и ключи обнаружены в древнерусских кладах 11—13 вв., что по-видимому, отражает практику ритуального запирания клада от похитителей.3амок осмысляется также как эротический символ и своего рода “антисвятыня” (“замком” называют порой женский половой орган,о месячных девушки говорят “замки ослабели” и т.п.). Грызут, целуют замок, дотрагиваются до него во время совершения обрядов, связанных с идеей сексуальности или кощунственного, ведовского поведения.“Мне беременеть, тебе прихоти носить”, говорила на Смоленщине невеста, грызя церковный замок, когда входила в церковь для свершения обряда венчания.Мотив запирания замка в заговорах непосредственно вытекает из его роли в обрядах охранительной магии. Характерны т.н. “закрепки” заговоров типа: “Земля — замок, ключ — небо”; “... а к этому моему слову небо и земля — ключ и замок; аминь”, “Ключ да замок, аминь”. Такие закрепки, как и образ железной либо каменной стены до неба, воплощают идею космического брака Неба и Земли. Бросание замка в морскую пучину, в огненную реку, а также разлучение ключа и замка должны придать заговору особую действенность и незыблемость: “...3АМОК в небе, а ключ в море; заткнул и ключ в воду бросил!”Рекомендация замкнуть замок, а ключ утопить в воде встречается и в магических действиях.В некоторых случаях закрепка заговора перерастает в формулу невозможного, например: “К этому моему слову ключ и замок отношу я к Окиян - морю; есть на Окиян - море остров велик, на берегу лежит бел камень Алатырь; под камнем стоит живая щука, пожрет тот мой ключ и замок. Кто кругом Окиян - моря обойдет, кто около Окиян - моря песок вызоблет, кто из Окиян - моря воду выпьет, кто ту живую щуку добудет, ключ и замок мой достанет,— тот мой промысел мои попортит” Образ замка в заговорах близок образу камня, ср.: “К тем моим словам небо и земля, ключ и камень”.(Топорков А.Л.)
***
Чтобы опасный покойник не вставал из могилы, у словаков его гроб обматывали цепью и замыкали большим Замком, а на Украине клали замок в гроб.
В медицинской практике замыкание замком символизировало замыкание болезни и применялось, в частности, при остановке различных кровотечений. В любовной магии замком замыкали, чтобы крепче привязать, приковать любимого или мужа и жену друг к: другу. В Хорватии, для того, чтобы муж любил жену и не изменял ей, в первую брачную ночь молодая замыкала над мужем замок, а утром относила его на безвестную могилу.
Отмыкание замка и открывание всех запоров и дверей практиковалось у восточных славян и сербов во время тяжелых родов, поскольку символизировало открывание женского лона. Открывание замка применялось в сербском обряде символического отделения больного от болезни или смерти: когда умирал один из близнецов или одномесячников, умерший член пары мог забрать живого с собой в могилу. Замкнутый на ключ замок используется во вредоносной магии, чаще всего для того, чтобы поссорить, развести супругов. В чарах на бесплодие закрывание замка символизирует закрытие женской утробы, а иногда и мужской силы. Например, в Сербии при насылании бесплодия брали лоскутки от венчальной одежды обоих супругов и закрывали их замок.В славянских мифологических представлениях замочная скважина, наряду с окном, порогом, печной трубой и другими локусами осмысляется как путь в потусторонний мир. Через замочную скважину проникает в дом нечистая сила.В фольклорных текстах закрывание ключом замка ассоциируется с коитусом, примером чему могут служить русские загадки о Замке и ключе типа: «На повети коло клети парень девку дрочит...»
У славян существуют поверья о магических травах, с помощью которых можно открывать любые замки: у русских это «разрыв-трава» и «лом-трава», у восточных славян — цветок папоротника, у сербов — расковник.
Левкиевская Е.Е.

Официальные ресурсы СОЮЗА СЛАВЯН РОДНОВЕРОВ "СВЕТ СВАРОГА":
ГРУППА ПО ТРАДИЦИЯМ СЛАВЯН РО "СЕРЕБРЯНЫЙ СЕРП" - https://vk.com/serebryanyi_serp
АРО "СЕРЕБРЯНЫЙ СЕРП" СТРАНИЦА НА FACEBOOK - https://www.facebook.com/groups/1895748074036845
СЛАВЯНСКАЯ РОДНОВЕРЧЕСКАЯ ОБЩИНА "ВЕЩИЙ ЛОГ - https://vk.com/club81743751
WWW.SVET-SVAROGA.COM
FORUM.SVET-SVAROGA.COM

cgS TRWZT3s

Мы Вконтакте