Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Заговоры представляют собой фольклорный жанр, зародившийся в первобытную эпоху. Мы можем с большой долей уверенности утверждать, что древнейшие тексты на протяжении вековой истории своего бытования изменялись под влиянием исторических реалий. Эволюционировали, дополнялись, в частности, новой христианской символикой. Вместе с этим можно говорить и о сохранении в текстах заговоров старинных дохристи-анских мотивов и образов, что дает основание нам использовать их как важную разновидность исторического источника. Наконец, несомненно и существование канонов заговорного творчества, позволяющих создавать новые тексты, не нарушая традиций жанра, сохраняя его древнейшие черты и признаки, используя сложившийся еще в древности (в основном) круг мотивов и образов. Но следует оговориться, что даже если некие образы сохранились не с языческих времен, а возникли в заговорах позже, то это не имеет решающего значения. Так как эти образы стали языческими по сути, подчинились языческой структуре заговора, его языческой логике.
Народные заговоры, собранные в крестьянской среде в середине - второй половине XIX века, при ближайшем рассмотрении можно расценивать по сути своей как языческие тексты, поскольку они сохраняют и от-ражают древнейшую первобытную психологию и построены по ее законам, наполнены языческими образами и представлениями, сохраняют и отражают языческое мировоззрение. Христианская традиция оказала на заговоры лишь внешнее влияние, не изменив их языческой сути: записанные в XIX веке заговоры отражают основные мифологические языческие представления об устройстве мира, пространства и времени, их функционировании и свойствах. Аналогичного, могущего заменить языческие представления, учения в христианской традиции нет. Апокрифические сказания христианства на подобные темы (о сотворении мира, местоположении рая и т.д.) сами основываются на языческих образцах. Правда, христианская религия привнесла в сознание и быт христианина-славянина новую мораль, но основные представления русского народа, отраженные в заговорах, вплоть до XIX века продолжали во многом быть языческими. Только растущий уровень народного образования в XX веке смог искоренить их, дав широким народным массам научную картину мира взамен прежней мифологической. Важно также отметить, что традиционные языческие представления продолжают сохраняться в русском фольклоре, в частности, в заговорах и в XX веке, но уже не более как художественные образы, древнее культурное наследие.
Как создавалась древняя картина мира, отраженная, в частности, в заговорах, и почему представления эти оказались настолько устойчивыми, что без коренных изменений сохранились до XIX века?
Древний славянин был земледельцем. Занятие, являющееся основой и источником существования, диктует особый образ жизни, основополагающим образом влияет на культуру, духовный мир и ценности, менталитет и мировоззрение народа. Зависимый от природных и погодных явлений, земледелец, к тому же, невольно вынужден был вести оседлый образ жизни. Свой мирок, дом, локальное место обитания ставилось древним человеком в центре мира. Обозримое пространство объективно делилось на три реально ощутимые сферы: небо, землю, подземный мир. Человек, прикованный хозяйством к месту жительства, и вселенную притягивал к единому центру - оси мира. Устройство небесного мира представлялось аналогичным земному как центр и периферия. Мир ощущался полярным. Небо наделялось положительными характеристиками, было сферой со знаком «плюс», подземный мир - со знаком «минус». Подобные представления - следствие первобытного дуализма, элементарно объясняющего миропорядок, сочетание добра и зла, поскольку любое явление наши предки расценивали, исходя из своих жизненных, бытовых интересов как отрицательное или положительное.
Основные природные явления, от которых зависели жизнь и источник пропитания - земледелие, исходили, по мнению древнего славянина, от неба, - солнце и тепло, свет, дождь. Небо посылало все необходимое для появления урожая, а значит небо - потенциальный источник блага. Необходимость объяснять происхождение небесной воды, льющейся на землю во время дождей, видимо, родила миф о небесном океане, частом заговорном образе, а устройство небесного (божественного) мира диктовалось и земле (в этом одно из предназначений мира богов и объяснение природных явлений, как можно судить на основании восстановленных элементов славянской мифологии), поэтому и земля мыслилась нашими предками островом в океане, подобно небесному центру - острову Буяну. Небо мыслилось источником жизни, там находился, по языческим представлениям, «двигатель» мира остров Буян и олицетворение рождающей силы природы - Мать-рожаница (в разных ипостасях, отраженных, в частности, в заговорных текстах).
Противоположностью рождения воспринималась смерть, и если рождение исходило от неба, то царство смерти (по закону дуалистического мировосприятия) находилось под землей. На основании изучения фольклора можно сделать вывод, что древний человек наделял неосязаемые сакральные миры визуальными качествами знакомого ему материального мира, и порой эта подразумеваемая материальность иных миров сочеталась в представлении славянина-язычника с их нематериальной сущностью. Примером тому могут служить магические тексты, где на сакральный мир, наполненный образами, описываемыми как материальные объекты (например, остров Буян с его обитателями) возможно воздействовать не иначе как силой слова.
ДМИТРИЕВА Е. Н . ЯЗЫЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СИСТЕМЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА.
http://vk.com/serebryanyi_serp

 

      BmMa1jnDH48

Мы Вконтакте

Друзья сайта

Антивирус 360 Total Security Premium

Фаза Луны