Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Лев Прозоров (Озар Ворон)Наш сегодняшний собеседник - Лев Прозоров, он же Озар Ворон, историк, писатель, исследователь славянского язычества. Говорим о том, что такое славянское язычество сегодня, псевдоязыческих сектах и творческих планах Озара.

Вопрос: Что для тебя родноверие?

Ответ: Путь. К предкам и Предкам Предков – Богам.

Вопрос: Сегодня можно услышать точку зрения, что человеческих жертвоприношений у наших предков не было. Так ли это?

Ответ: Нет. Чтобы в этом убедиться, можно почитать того же Рыбакова. О следах человеческих жертвоприношений писали и Русанов с Тимошуком, археологи, копавшие языческие капища. Об этом пишет и Серяков, почитаете его исследование о Голубиной книге.

Вопрос: Литературы по истории Древней Руси выходит масса. Но качество современных изданий, прямо скажем, спорно. Кого из современных авторов порекомендовал бы ты?

Ответ: Порекомендовал для чего? Для полного, безоговорочного принятия, типа прочитай эту книгу и будешь знать всё? Ни одного. Из родноверов уже давно могу читать только Богумила Мурина – остальные родноверческие авторы делятся на две категории «я сам так напишу, причем левой пяткой» и «вот т а к о г о писать я бы точно не стал». Лет пять тому обязательно рекомендовал бы Велеслава (Черкасова) и Ставра. Но Велеслав с тех пор ушёл куда-то в глубокий гнозис, а Ставр – в политику. Больше хорошей исследовательской литературы по этнографии, истории, археологии. Но... но для её чтения нужно обладать немалыми навыками, знанием источников, представлением об общей атмосфере в научном сообществе и увлечениях конкретных авторов. Элементарно хорошо знать русский язык – не на уровне малого джентльменского набора блогера. И прочая, прочая, прочая. В общем, нелегкая это работа, из болота тащить бегемота...
Могу разве что посоветовать, что читать точно н е надо. Любое сочинение, где в тексте упомянута «ведическая религия славян», «славянский ведизм». «ведической православие» и т.п., сразу ставьте обратно на магазинную полку... или отправляйте в корзину, если в электронке.

Вопрос: На твой взгляд, что такое родноверие сегодня?

Ответ: Тебе честно или вежливо? Лет семь тому назад я сказал, что есть люди, которые стремятся быть язычниками, люди которые играют в язычников, и люди, которые возомнили себя язычниками. Сейчас я вижу, что «старавшиеся быть» чересчур широко распахнули ворота «игрунам» и теперь буксуют в их вязкой массе.

Вопрос: Сейчас и общество, и правительство усиленно ищет некую национальную объединяющую идею для России. Страны многонациональной. Насколько подходит для этого языческое мировоззрение?

Ответ: Для этого общества и этого правительства – ни насколько. Больше скажу, что – и тут целиком согласен с Велеславом – худшее, что сейчас может стрястись с родноверием – это, пожалуй, «признание», читай, присвоение его государством. Особенно при внутренней «бескостности», «беспозвоночности» родноверия. Не хотелось бы видеть языческих гундяевых, чаплиных и смирновых. И кстати, Россия НЕ многонациональная страна. И я тут опираюсь на мнение тех самых «международных авторитетов», например, Freedom House. По их параметрам прямо утверждается, что мононациональным считается общество, в котором более 2/3 населения принадлежат к одной нации. Евреи в Израиле и то составляют меньший процент, чем русские в России.

Вопрос: Сейчас мы живем в мире мировых религий. Христианство, ислам, буддизм. Язычество остается уделом малых групп. Экзотикой. В чем причины? Язычество оказалось нежизнеспособным?

Ответ: Сейчас, когда я это пишу, на дворе – зима. Тепло и свет, «искусственно воспроизведенные» оазисы лета, остаются уделом малых групп. Оказалось ли лето нежизнеспособным?)))

Вопрос: Отношение к инглингам? Кто еще наиболее одиозен?

Ответ: Секта как секта. Имей в виду, я не ругаюсь в данном случае. Для родноверия, например, «секта» было бы совершенно необоснованным комплиментом. Печально, что эксплуатируются святые для славянина имена Богов. Печально, что всё это выдаётся за «старую веру». А особенно печально, что многие – в том числе из околородноверческой тусовки, и уж тем более люди чуждые и враждебно настроенные – исхитряются путать инглиизм с родноверием. Ладно ещё враги кричат, что «родноверие придумал омский еврей Хиневич» (цитата, если что). Но когда я слышу заявления «да я через Трехлебова в родноверие пришел», становится очень грустно. К чести Хиневича и Трехлебова, они от язычества и родноверия сами старательно отмежевываются. И тут мне их упрекнуть не в чем. Не их вина, что такое количество людей не хотят их слышать

Вопрос: Чего не хватает на сегодня славянам-язычникам, родноверам?

Ответ: Веры. Ну, можешь назвать это «серьезным отношением».

Вопрос: Сегодня судя по публикациям и сетевой активности, славянское язычество, это больше умозрительный конструкт, реконструкция. На селе же, да и в городской среде владычествует народное православие. Есть ли у родноверия шанс изменить эту ситуацию?

Ответ: На селе и в городской среде господствует телевизороверие. По «ящику» сказали, что православие – это исконно русская вера, и бабушки, в молодости слышавшие по тому же ящику обещания «показать народу последнего попа», теперь усиленно крестятся, проезжая мимо церквей. По той же причине те же бабушки лечатся уринотерапией по Малахову. Какие шансы это изменить у родноверия (учитывая, что на сегодняшний день оно само имеет вид аморфной тусовки)? Разве что самим «попасть в телевизор» вместе с гундяевыми и малаховыми.

Вопрос: Родноверие, язычество часто преподносится как мрачное кровавое мракобесие, антигуманный сатанизм, чуждый образованному человеку. Насколько это оправдано?

Ответ: Я могу сказать одно – язычество это н е сатанизм. Разве что с позиций неоправославных кликуш, для которых сатанизм вообще всё, кроме них самих и любезного начальства. Заметь, это вообще единственное слово в тираде, несущее сколь-либо определённый смысл. Мрачнее ли язычества поклонения распятиям и мощам, кровавее ли курбан-байрама, мракобеснее ли ритуального символического людоедства на пасху, антигуманнее веселого празднования устроенного соседям предками резни в Пурим? Или, если на то пошло, мракобеснее ли оно психоанализа, кровавее ли абортов, антигуманнее ли социал-дарвинизма? Всё это эпитеты, не несущие ровно никакого содержания. Применимы ли они, решает только конкретный применяющий.

Вопрос: Тогда, давай, уточним – на твой взгляд, способно ли языческое мировоззрение стать мировоззрением человечества, способным повернуть его на путь позитивного развития, а не самопожирания, как это происходит сейчас?

Ответ: Хотелось бы верить.

Вопрос: Твое отношение к существующим родноверческим организациям?

Ответ: Большая тусовка в абсолютном большинстве случаев. В одних частях её собираются приятные мне люди, в других – не очень, но дела это не меняет.

Вопрос: Есть ли сегодня книги, которые ты бы назвал основополагающей духовной литературой для родноверов?

Ответ: Есть. Прежде всего, источники, по русской и славянской ранней истории и археологии, по русской и славянской этнографии. Повесть временных лет, Слово о полку Игореве, поучения против язычества, иностранные источники, былины, заговоры.

Вопрос: И традиционный для писателя, историка и исследователя вопрос – твои ближайшие творческие планы?

Ответ: Третий том «Мечеслава», конечно). В плане исследовательском – хорошо пройтись по теме «Слова о полку Игореве». И хотелось бы переложить современным русским литературным языком, переписать для современного читателя великолепные романы Руси допетровской. Да, у нас мало кто знает, что у нас до Петра были романы. А они были. И мне очень жаль, что их не знают.

Мы Вконтакте

Друзья сайта

Антивирус 360 Total Security Premium

Фаза Луны